Public Talk «Как системно работать с волонтерами»

06.04.2021, вт

Участники встречи:

Модератор Алина Кольовска, руководительница Центра экономии ресурсов www.centrecon.ru

Приглашенные гости:

Анастасия Фирсова - руководитель волонтерской службы благотворительного фонда AdVita. www.advita.ru

Василиса Молева - координатор волонтеров благотворительной организации Ночлежка www.homeless.ru 

Участники Совета эковолонтерских организаций:

Софья Климова - координатор волонтеров РазДельного Сбора, www.rsbor.ru 

Василиса Осинская - помощник координатора

Анна Нафиева - координатор Проекта #МосЭко и сооснователь экоцентра Сборка

Элеонора Еремченко - исполнительный директор Ассоциации Большая Байкальская Тропа www.greatbaikaltrail.org

Дарья Блинова - координатор волонтеров Собиратора www.собиратор.рф

Запись встречи:


Резюме встречи: 

 Почему имеет смысл вести работу с волонтерами системно?

1.      Когда волонтеров и процессов, связанных с ними много, то чтобы экономить ресурс становится нужной автоматизация, ее наладить без системного подхода нереально.

2.      Хочется не тратить ресурсы на поиск всё время новых людей и их обучение.

3.      На проекте есть рядовые волонтеры-исполнители, кто выполняет конкретные задачи (посадил, убрал, поработал молотком или лопатой), а есть те, кому передается часть организационных задач. Назовем их лидерами группы. Чтобы лидер мог быть действительно помощником для основных организаторов, он должен обладать конкретными знаниями о всех особенностях проекта и иметь нужные навыки, чтобы обеспечить эффективную работу группы. Каждый год обучать новых лидеров очень ресурсозатратно, так как нужно им передавать много знаний.

4.      Нужно поддерживать преемственность, иметь возможность оперативно вводить в курс дел проекта новых участников.

5.      Важно выстраивать отношения с волонтером, а не просто пытаться его плюшками удержать в проекте. И тут без системных действий никуда.

6.      Нужно, чтобы волонтер четко знал правила работы НКО, её специфику. Это важно, чтобы его действия не оказались в ущерб организации. Чтобы не возникали некорректные ситуации по вине волонтера, он должен знать и соблюдать правила конкретной НКО.

7.      Есть потребность в статистических данных

8.      Если волонтер долго в организации, то у него может быть потребность в росте, смене рода активности, саморазвитии. Выстраивание работы системно позволяет учесть эти потребности, а значит отток волонтеров из организации будет меньше, а их помощь на разных ролях и позициях организации наоборот больше.

 

Что может помочь системно выстроить работу в организации (совокупный опыт всех гостей встречи):

 1.      Наличие в организации особой фигуры – координатор волонтеров. В идеале на постоянном окладе. Хорошо, если несколько координаторов. Нет возможности на окладе, тогда координаторы формируются из числа более опытных волонтеров. Если несколько волонтерских направлений, то лучше координатора за каждым закрепить.

2.      Продуманная и выстроенная команда, реализующая проект для волонтеров. В команде есть те, кто обеспечивает коммуникацию с волонтером и те, кто отвечает за его работу в рамках проекта. Например, у Большой Байкальской Тропы это: координатор по переписке, координатор проекта, бригадир, помощник бригадира, переводчик.

3.      Очень важно, продумать и выстроить весь путь волонтера в НКО. То есть как попадает человек в организацию, точка входа, и дальше маршрутизация - что нужно сделать, чтобы стать волонтером в том или ином проекте, направлении.

Система выглядеть может так:

1.Точка входа – анкета и собеседование

2. Взаимодействие с волонтером: обучение, общение, инструктаж, совместные встречи, новости о происходящем внутри всей организации и конкретно проекте/направлении,  по которому работает волонтер. Помните, что волонтерам важно быть не только «силой», но и соучастниками процесса!

3. Точка выхода (волонтеры знают, что если они захотят завершить/или приостановить взаимодействие с НКО, то как это сделать). Наличие точки выхода позволяет сделать гораздо менее болезненным и для организации и для человека момент завершения волонтерских отношений: работа не брошена, отношения не испорчены.

4.      Наличие супервизий, которые помогают понять не происходит ли выгорание у волонтера, разрешить какие-то вопросы, разобрать нестандартные ситуации.

5.      Использование CRM для ведения базы волонтеров (РазДельный Сбор использует Битрикс)

6.      Можно системно организовывать одних и тех же людей, а можно системно вести сам проект, например, отладив работу в конкретной местности, конкретном учреждении, с местными жителями и тд. Если условия не меняются, то можно создавать инструкции, чек-листы.

7.      Наличие подробных понятных пошаговых инструкций. По инструкциям легко научить волонтера и есть система проверки усвоения знаний.

8.      Наличие площадки для рабочего и живого общения (у одних организаций это VK, у других Телеграм)

9.      Обучающие курсы или занятия для волонтеров. Цель обучения может быть передача знаний для участия в специфических проектах НКО (например, курсы переводчиков или бригадиров) или для просвещения волонтера и передачи ему базовых знаний (например, про важность раздельного сбора) и формирования ценностных установок, созвучных миссии НКО.

 

 

Ниже вы можете посмотреть саму встречу и прочесть её резюме.