Взлёт электромобиля: пять фактов, которые нужно знать

30.12.2018, вс
39
Формат:
Размер: KB

Новости из Великобритании — и нет, речь пойдёт не о выходе из Евросоюза. Британское правительство собирается провести первый масштабный глобальный саммит по электромобилям.

Встреча пройдёт в Бирмингеме — центре автомобильной промышленности Великобритании: электрической и не только. Это регион, где проблема загрязнения воздуха стоит особенно остро. В рамках встречи будет обсуждаться, как автомобили с нулевыми выбросами помогут решить проблемы загрязнения воздуха и изменения климата.

Неизвестно, сработает ли это для Великобритании, учитывая неустойчивое положение британской автомобильной промышленности из-за споров по Брекситу. Но тот факт, что несмотря на тяжёлое положение правительство решило инвестировать политический капитал в дискуссию об электромобилях, показывает, как за последнее десятилетие изменилась автоиндустрия.

Вот пять фактов, которые нужно знать:

1. Некоторые люди наконец-то покупают электромобили.

В течение многих лет электромобили были скорее идеей, чем реальностью. На их долю по-прежнему приходится очень небольшой процент мирового автопарка, но в настоящее время продажи растут такими же быстрыми темпами, как это было десять лет назад с установками чистой энергии.

В 2010 году в мире насчитывалось всего несколько тысяч электромобилей. В 2017 году их число превысило 3 миллиона, а через полгода выросло до 4 миллионов. В 2017 году более половины мировых продаж электромобилей приходится на Китай, за ним следуют Европа (20 %) и США (17 %). В Великобритании благодаря росту цен на бензин продажи достигли нового рекорда в августе.

2. Государственная политика стимулирует рост продаж электромобилей.

Некоторые ключевые страны объявили о планах прекратить продажу автомобилей, работающих на ископаемом топливе. Самый ранний запрет на все автомобили на ископаемом топливе к 2025 году установила Норвегия. Нидерланды, Ирландия и Словения стремятся к 2030 году, а Индия, по некоторым данным, обдумывает эти же сроки. Франция, Великобритания и Шри-Ланка обязались прекратить продажу автомобилей на двигателях внутреннего сгорания к 2040 году, а Швеция — к 2045. Китай, как сообщается, предложил ввести аналогичный запрет, но это еще предстоит подтвердить.

Хотя эти стратегии выглядят впечатляюще, их эффективность зависит от того, как они осуществляются. В краткосрочной перспективе большинство электромобилей будет продаваться в городах, а стимулировать продажи будут муниципальные планы по поэтапному отказу от ископаемого топлива или ограничению выбросов дизельного топлива.

В 2017 году 12 городов объявили даты поэтапного отказа от бензиновых и дизельных автомобилей. В 2016 году четыре крупных города ввели ограничения на въезд дизельных автомобилей. 14 мэров подписали Декларацию улиц, свободных от ископаемого топлива, которая обязывает их полностью перейти на автобусы с нулевыми выбросами к 2025 году, а в городах организовать зоны нулевых выбросов к 2030 году.

И наконец, что крайне важно, прямые субсидии по-прежнему играют решающую роль в продаже электромобилей — как это было и с распространением возобновляемых источников энергии.

Китай, Норвегия, США, Великобритания, Германия и Швеция предлагают владельцам электромобилей финансовые стимулы. А в Дании в 2017 году, после того, как правительство объявило о поэтапном отказе от налоговых льгот, продажи электромобилей упали на 60 %.

Пример ещё более явного влияния: многие правительства, в том числе Канада, Франция, Китай и Индия, просто покупают много электрических автомобилей, в то время как другие города, например Лондон, работают над введением в эксплуатацию электрических такси.  

3. Люди пользуются электромобилями там, где их можно зарядить.

Распространение электромобилей зависит от доступности станций подзарядки. Норвегия и Нидерланды имеют в десять раз больше зарядных станций на душу населения, чем средний рынок, — и намного больше электрических автомобилей.

Тем не менее, установка станций для подзарядки идёт довольно медленно. Изменить ситуацию могли бы новые государственно-частные объединения между коммунальными предприятиями, местными и федеральными органами власти, а также шаги нефтяных компаний по размещению зарядных устройств на заправочных терминалах, но пока это скорее исключение, чем правило.

Великобритания объявила о создании инвестиционного фонда в размере 400 млн фунтов стерлингов для установки станций подзарядки. В США Нью-Йоркское энергетическое управление опубликовало план по строительству зарядных станций на 250 млн долларов по всему штату, а Комиссия по коммунальным услугам Калифорнии одобрила проекты станций подзарядки на сумму 738 млн долларов для трёх крупных коммунальных предприятий.

Китайское правительство планирует установить 4,8 млн станций подзарядки к 2022 году и вложить в них 1,9 млрд долларов.

4. Производители собираются предложить много электромобилей (как и бензиновых и дизельных).

Производители автомобилей спешат представить электрические модели в своем ассортименте — так же, как они когда-то делали это в Европе для дизельного топлива.

По оценкам исследовательского агентства Bloomberg New Energy Finance (BNEF), количество моделей электромобилей увеличится со 155 в 2017 году до 349 к 2025 году. Крупные автомобильные компании до 2025 года выпустят модели с большим запасом хода, и почти половина новых моделей будет внедорожниками.

По данным BNEF, это связано со значительными инвестициями в электромобили, около 140,7 млрд долларов к 2022 году. В чём подвох? Лишь немногие компании, такие как Volvo, взяли на себя обязательство прекратить производство обычных автомобилей, и даже они планируют продолжать продавать «мягкие гибриды», которые, по сути, являются более эффективными бензиновыми автомобилями.

«Конечно, мы могли бы сделать ставку на них [полностью электрические автомобили], но тогда у наших клиентов будут трудности с подзарядкой», — из прошлогоднего интервью, которое дал журналу Unearthed международный исполнительный директор «Вольво» Хакан Самуэльссон.

А как же крупные инвесторы, например Volkswagen? Они планируют иметь электрический вариант для каждой модели, но бензиновый и дизельный варианты тоже сохранятся.

5. Электромобили вытесняют традиционные, но в какой степени — спорный вопрос. И по-прежнему не решён вопрос угольного топлива.

Агентство Bloomberg прогнозирует, что к 2040 году электрификация поможет сократить расход топлива на 7,3 млн баррелей в день. Это заметный объём! Ведущие аналитики предполагают, что это может пробить большую брешь в цене на нефть и, возможно, cократить её добычу.

Однако маловероятно, что этого будет достаточно, чтобы сократить транспортные выбросы настолько, чтобы предотвратить катастрофические изменения климата. (Насколько мы понимаем, расчёты по этому вопросу проводят различные организации.)

Тем не менее, прогнозы о чистой энергии и электромобилях очень часто были ошибочны, поэтому нефтегазовые организации BP, Exxon и Opec в настоящее время пересматривают прогнозируемый спрос на электромобили. Прогноз Bloomberg чуть-чуть более оптимистичен (в конце концов, судьба электромобилей их не затрагивает), но можно с уверенностью сказать, что цифры могут резко измениться в зависимости от того, додумается ли кто-нибудь создать глобальную и совместимую со всеми автомобилями инфраструктуру подзарядки.

Когда эта проблема будет решена, останется решить важнейший вопрос: откуда брать электроэнергию. Китай является крупнейшим в мире рынком электромобилей, а также активно инвестирует в возобновляемые источники энергии. Тем не менее, уголь остается для него ключевым источником энергии, и последние данные Unearthed свидетельствуют о том, что выбросы Китая снова растут.

Если речь идет об изменении климата или загрязнении воздуха, электромобили, работающие — даже частично — на угле, не дадут больших преимуществ.

Перевод: Марина Филиппова 

Редактор: Полина Гоцманова 

Источник: https://theecologist.org/2018/sep/07/rise-electric-car-five-things-you-need-know

Похожие материалы