Друзья, подпишитесь на рассылку новостей: Подписаться

Сценарий занятия для школьников по теме "Экослед"

Специалисты Центра экономии ресурсов разрабатывают и проводят различные интерактивные экологические занятия для детей и взрослых (заказать разработку любых экологических материалов вы можете на странице "Техническое задание на разработку эколого-просветительского материала").

В конце августа 2016 года в Центр с предложением о проведении совместного открытого урока по теме "Экослед" обратились сотрудники ГПБУ "Мосприрода". Обсуждалось, что 1 сентября в одной из московских школ руководитель Департамента Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Антон Олегович Кульбачевский и руководитель Центра экономии ресурсов Алина Кольовска совместно проведут классный час, посвященный экоследу для учеников 6 класса.

В рамках задуманного по просьбе Мосприроды Центром экономии ресурсов безвозмездно в очень сжатые сроки был подготовлен сценарий занятия. К сожалению, в последний момент планы изменились, и участие Центра в проведении занятия не потребовалось. 

В связи с грядущим годом экологии учителей обязали провести занятие по теме "Экослед". Мы предлагаем данный сценарий активистам и педагогам для свободного использования. Он требует определенного реквизита, но зато позволяет не только дать представление о понятии "экослед", но и поговорить с детьми о важных нравственных вопросах.

В благодарность за использование в своей работе наших материалов вы можете перечислить пожертвование любым удобным для вас способом с помощью кнопки "Поддержать проект". Мы являемся некоммерческой организацией, и успех нашей работы во многом зависит от вашей поддержки.

Поддержать наш труд финансово

Также вы можете заказать для проведения в школе интерактивные занятия Центра экономии ресурсов - экологические уроки, квесты, мастер-классы. Подробную информацию обо всех программах вы найдете на страничке "Для детей" или, кликнув на баннер ниже.

banner--5

 

3Сценарий занятия "Экослед"

Вы также можете заказать проведение данного занятия с развернутой интерактивной частью спецалистами Центра экономии ресурсов в вашем классе.

Рекомендуемый возраст участников - 3-7 класс.

Класс работает в трех малых группах за отдельными столами.

Реквизит: доска, мел, карточки с изображением предметов, два лоскутных мяча (один состоит из 7-10 крупных лоскутков, второй состоит из 50-60 мелких лоскутков), вместо мяча можно использовать два листа бумаги с разным количеством ячеек (клеточек) или сделать слайд для презентации с его изображением.

Ведущий: Ребята, давайте перечислим с вами всё, что необходимо человеку для того, чтобы жить.

Дети перечисляют. Ведущий записывает ответы на доске. В итоге получается список, в котором, вероятно, перечислены как жизненно важные ресурсы (кислород, вода, пища), так и конкретные предметы (одежда, электроника, книги и т.д.). Ведущий указывает детям на наличие этих двух групп - то, что мы непосредственно берем у природы, и то, что мы изготавливаем из природных ресурсов.

Ведущий: Смотрите, ребята, у нас есть вода, кислород, растения и т.д., которые существуют непосредственно в природе вокруг нас, и мы их используем для того, чтобы жить, также как это делают другие живые существа. А разве есть в природе джинсы, или, может быть, телевизоры, как яблоки, растут на деревьях, и мы их снимаем, когда они нам нужны?

Дети отвечают.

Ведущий: Для того чтобы у нас появились все эти предметы, нам все равно нужна природа. Из природы человек добывает полезные ископаемые и другие ценные вещества, которые так и называются «природные ресурсы». Люди обрабатывают их и делают материалы, а потом из этих материалов на заводах получается многое из того, что нам необходимо. Сейчас каждая группа получит карточки. Попробуйте, используя их, создать предмет.

Одна из групп будет создавать шоколадку, другая - джинсы, а третья - тетрадку.

На стол каждой команды выкладывается набор карточек, на которых изображены разные ресурсы.  

Каждой группе необходимо создать "рецепт" своего предмета - выбрать те ресурсы, которые для этого нужны из предложенных, и подготовить связный рассказ о создании вещи.

 2 3

4

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

После этого каждая группа вкратце представляет свой результат.

Ведущий выслушивает и сразу после выступления вносит коррективы или дополняет ответ, а потом передает слово следующей группе.

Примерное содержание ответов учащихся:

Создание шоколада:

Нужна корова, чтобы получить молоко. Добавляем немного какао-бобов, которые прилетели на самолете из далекой страны или приплыли по морю. Для создания обертки для шоколада нужна древесина, чтобы сделать бумажную упаковку, и нужно добыть руду, чтобы сделать фольгу, благодаря которой шоколад не растает. Шоколаду предстоит долгое путешествие в магазин, поэтому нужен транспорт и топливо, а для этого нужно сперва добыть нефть. А еще, чтобы создать шоколадку, нужно на заводе иметь специаьные станки, чтобы их отлить нужно добыть еще руды. 

Создание джинс:

На поле нужно вырастить хлопок, для этого нужно очень много пресной воды. Когда хлопок вырастет, его нужно собрать и отвезти на завод, где его обработают и превратят в ткань. Эту ткань отвезут на еще один завод поменьше (фабрику). Там из этой ткани сошьют джинсы. На джинсах должны быть молния и кнопки. Их делают из металла. Для того чтобы получить металл, нужно сначала добыть и обработать руду. Когда джинсы готовы, они тоже много путешествуют и могут перевозиться на самолетах, пароходах или фурах в другие страны. Для этого необходимо топливо, которое делается из нефти. 

Создание тетради:

В лесу срубают деревья. Их привозят на завод, чтобы обработать и превратить в материал для изготовления бумаги. Создание бумаги - непростой процесс. Ждя этого нужна пресная вода и много химикатов, а еще сложные металлические машины и станки. Вода берется из реки, химикаты создаются на разных других заводах, а для создания заводских машин используется металл, который получен при обработки руды. Когда тетради готовы, они тоже много путешествуют и могут перевозиться на фурах на очень большие расстояния. Для этого необходимо топливо, которое делается из нефти.

Чем объемнее рассказ детей, чем больше они включают ресурсов, необходимых для создания вещи, тем лучше. Важно показать детям, как много нужно всего для создания любого предмета. Объясните ученикам, что мы часто даже не подозреваем о том, какие ресуры были в действительности затрачены, чтобы они могли использовать такие простые и хорошо им знакомые вещи как джинсы, тетради, шоколадки.

Ведущий (когда выступят все три команды): Выходит, чтобы создать любую вещь, нужно очень много всего. Посмотрите, сколько вещей у вас на парте, а сколько их в классе, а во всем мире?!

Дети пытаются оценить количество.

Ведущий: Вещей вокруг нас очень и очень много. А это значит, что колоссальное количество воды, почвы, растений, полезных ископаемых понадобилось, чтобы их все создать. Чтобы жить, людям постоянно нужны природные ресурсы, ресурсы нашего общего большого дома - планеты Земля. Скажите, ребята, что остается там, где только что была наша нога, когда мы идем по поверхности земли?

Дети отвечают: След.

Ведущий: Совершенно верно. А еще, кроме обычного следа, у каждого из нас есть экологический след (экослед). Экослед - это площадь земли, которая понадобилась, чтобы мы получили все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми пользуемся на протяжении всей своей жизни.

Демонстрация слайда 1.

На нем след, разделенный на части – застроенные земли, пашни, леса, пастбища, рыбопромысловые участки и углеродный след (количество выбросов парниковых газов, которое человеество производит).  

экослед

Ведущий: Смотрите, ребята, нам нужно столько всего, и это всё есть на Земле – на разных ее участках, на разных территориях. Экослед каждого из нас – это та площадь Земли, которая нужна лично ему, чтобы обеспечить его всем необходимым для жизни.

Пашни, на которых выращиваются сельскохозяйственные культуры - фрукты, овощи, злаки, а также растения, из которых делают ткани или лекарства.

Пастбища, где пасётся скот, который даёт нам мясные и молочные продукты, кожу.

Леса с деревьями, которые нужны нам как строительный материал, а еще чтобы делать бумагу. Кроме того из леса мы берем ягоды, грибы, травы. Там живут дикие животные, которых тоже исползует человек.

Рыбопромысловые зоны - участки океана, где мы вылавливаем водоросли, рыбу, моллюсков, чтобы питаться, делать лекарства. 

Застроенные земли - участки, которые нужны, чтобы возвести здания, в которых мы живем, учимся, работаем.

Углеродный след - это совокупность выбросов всех парниковых газов, произведенных человеком от передвижения на транспорте, работы заводов, которые делают ему вещи, рогатого скота, который содержится, чтобы обеспечить человека едой.

И еще важно понимать, что не любой участок земли подходит человеку. У ученых есть такое понятие, как биоемкость. Биоемкость - это площадь биологически продуктивной территории или акватории, которая может использоваться для удовлетворения потребностей людей. Например, пахотные земли, пастбища, леса и рыбопромысловые зоны. То есть те земли, которые богаты природными ресурсами.

Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент.

Ведущий, доставая лоскутный мяч или бумагу с клеточками: Представьте, что это наша планета Земля. Её поверхность разделена на биологически продуктивные наделы (части) (ведущий указывает на отдельные лоскутки). Один надел – это площадь для одного человека. Выберете себе по одному участку, чтобы получить все ресурсы, которые на нем есть.

По классу ведущий проносит сшитый из лоскутков мяч. Каждый ребенок выбирает себе одну из его граней, а взрослый кивает в знак того, что этот участок свободен. Но очень быстро свободные участки заканчиваются, так как лоскутки очень крупые и их на мяче очень мало. Большинству детей не хватило. 

Ведущий: Что случилось? Нас так много, и Земля такая большая, но почему-то всем не хватило.

Дети отвечают: Лоскутки-участки для одного человека слишком большие. Необходимо, чтобы они были меньше, тогда их на шаре поместится больше. 

Ведущий демонстрирует (запускать по классу не нужно) второй мяч с мелкими лоскутками, количество которых явно больше, чем количество детей в классе. Если подобного реквизита вы не нашли, то просто проговорите это с детьми устно.

Ведущий: Смотрите, вот второй мяч. Посмотрите какие на нем наделы, нам их хватит?

Дети отвчают: Да.

Ведущий: Для того чтобы обеспечить одного человека всем-всем-всем необходимым, ученые посчитали, что нужна биологически продуктивная площадь в 2,1 гектара (если нужно, поясните, что значит один гектар). По меркам нашей планеты, это совсем не большие участки, и поэтому их хватит всем жителям Земли. Кстати, Вы знаете, сколько человек живет сейчас на Земле?

Дети отвечают.

Ведущий, открывая второй слайд: 7 миллиардов. И каждый оставляет свой экослед. От того, какого размера этот экослед, зависит, хватит ли ресурсов Земли всем ее жителям в будущем. Оказывается, что в разных странах люди живут по-разному. Где-то у них есть гораздо больше, чем им действительно нужно, а где-то наоборот, не хватает самого необходимого.

Вы можете подобрать такие фотографии, которые, на ваш взгляд, лучше иллюстрируют ситуацию неравномерного распределения ресурсов среди жителей разных стран.

Слайд3

Ведущий, открывая третий слайд: Ученые подсчитали, сколько нужно было бы человечеству планет, если бы все жили, как жители Америки или Объединенных Арабских Эмиратов.  То есть, у каждого человека было бы столько вещей, сколько их есть у американцев или арабов. В этом случае ресурсов одной нашей планеты не хватило бы. Понадобилось бы целых 5,5 таких планет, как наша Земля. А если бы все использовали ресурсы так, как их используют жители Англии и Франции, то понадобилось бы чуть больше трех планет, а если бы как жители Германии и Чехии, то 2,5 планеты. Но давайте не будем смотреть на других, а разберемся с собой. 

6SbrDGhrUTY

Ведущий: Давайте предположим, сколько планет понадобилось бы, если бы все люди жили как россияне.

Дети предполагают.

Ведущий: Оказывается, правильный ответ 1,7 планеты! Однако, как вы знаете, планета у нас всего одна и увеличить это количество мы не можем.

На следующем слайде мы с вами видим, какая площадь земли для удовлетворения всех потребностей в жизни нужна горожанам из разных стран. Найдите Москву.

5

Ведущий: Конечно, москвичи не столь безрассудно тратят природные ресурсы, как жители некоторых других городов, но все же используют их недостаточно экономно для сохранения.

Давайте сейчас мы все вместе пройдем тест и по итогам его узнаем, насколько рационально по отношению к природным ресурсам и другим людям живем мы сами.

Учитель зачитывает вопросы и вырианты ответов. Дети поднимают руки, слыша то утверждение, которое им близко.

Учитель дает комментарий после каждого вопроса и ответа детей на него.

1. Сколько времени вы проводите в ванной?

Больше 25 минут (кто согласен,  поднимает руки)

Больше 15 минут (кто согласен,  поднимает руки)

Меньше 10 минут (кто согласен,  поднимает руки)

Комментарий: Пресная вода очень ценный ресурс на Земле, чтобы ее хватало на всех и она мало загрязнялась рекомендуется проводить в ванной меньше 10 минут.

2. Каким видом транспорта вы предпочитаете пользоваться:

Легковым (кто согласен,  поднимает руки)

Общественным траспортом - автобусы, метро (кто согласен,  поднимает руки)

Велосипеды, ролики или ходить пешком (кто согласен,  поднимает руки)
 
Комментарий: Автомобили выделяют в атмосферу вредные газы, в том числе углекислый газ, который меняет климат на Земле. Поэтому лучше как можно реже пользоваться автомобилями, а если необходимо ехать, то лучше пользоваться общественным транспортом, который перевозит сразу много людей, а опасных газов выделяет не больше, чем автомобиль, который везет всего одного человека. А лучше всего ходить пешком, ведь это еще и полезно для здоровья.
 
3. Собираете вы дома отходы и сдаете на переработку?
 
Да (кто согласен,  поднимает руки)
 
Нет (кто согласен,  поднимает руки)
 
Комментарий:  Когда вы сдаете на переработку отходы, то их используют как материал для создания новых вещей, а это значит, что на производство товаров тратится меньше природных ресурсов и образуется меньше отходов .
 
Ведущий: Вы ответили только на три вопроса и уже узнали, что очень многое в ваших повседневных действиях можно изменить, чтобы экономить ресурсы, бережно относиться к воде, энергии. Если каждый человек на Земле будет думать о том, как жить таким образом, чтобы не брать из природы лишнего, то на нашей Земле будет все необходимое для счастливой жизни многих миллиардов людей!

Давайте попробуем сформулировать еще советы, как мы с вами можем беречь природные ресурсы, то есть уменьшать свой экологический след, чтобы ресурсов хватило всем людям.

Дети предлагают свои советы.

Например: 

  1. Есть меньше шоколада, так как очень много разных ресурсов, даже из других стран, нужно, чтобы его создать.
  2. Бережно относиться к одежде, например, джинсам, так как нужно очень много ресурсов, чтобы создать новые.
  3. Раздельно собирать отходы, чтобы отдавать их на переработку, так как тогда нужно будет меньше брать ресурсов из природы для производства новых вещей.
  4. Выключать свет, чтобы меньше сжигать ископаемого топлива для получения электричества, так как при этом выделяются парниковые газы.
  5. Закрывать кран, когда вода не нужна, чтобы меньше загрязнять ее.
  6. Думать, что именно покупаешь в магазине, чтобы не покупать лишнее и ненужное, и не тратить природные ресурсы зря. 
  7. Готовить столько, сколько можешь съесть, чтобы не выбрасывать лишнюю еду, на производство которой нужно затратить очень много ресурсов.
  8. Рассказывать другим детям о том, что они могут сделать, чтобы все люди уменьшали свой экослед и природных ресурсов хватало на всех.

Ведущий: Ребята, спасибо вам за урок. Сегодня вы узнали, как много даёт нам наша планета, чтобы обеспечить всем необходимым. Мы используем природные ресурсы и обычно не задумываемся о том, как они ценны и что их может не хватить на всех, если относиться к ним неразумно. Вы узнали, как важно следовать простым советам, чтобы сохранить нашу планету. Давайте попробуем выполнять эти простые правила в повседневной жизни и бережно относиться к тому, что даёт нам наша Земля.  

Использование материалов или их части в коммерческих целях без согласования с авторами запрещено.

Поддержать наш труд финансово

banner--5

ban_eks