Друзья, подпишитесь на рассылку новостей: Подписаться

Зеленый офис. Первые шаги

Отношение людей к Земле в различные времена было разным. В древности Земля одухотворялась, воспринималась как живое существо, отношение к ней было бережным и заботливым. В эпоху индустриализации отношение сменилось на прямо противоположное:  человек – высшее существо и волен брать от природы всё, что ему необходимо в неограниченном количестве, не заботясь о последствиях.

Такой подход к жизни обусловил возникновение со второй половины 20 века ряда экологических проблем:  истощение запасов пресной воды, загрязнение атмосферы, сокращение биологического разнообразия, увеличение количества отходов, разбалансировка климата.

К решению этих проблем возможно и необходимо подходить на разных уровнях: личном, уровне компании, городском, региональном, государственном, глобальном. 

В этой статье мы публикуем некоторые рекомендации для компаний, желающих минимизировать свое воздействие на окружающую среду в офисах. Материал подготовлен на основе лекции "Зеленый офис - руководство к действию", которая проходила в Центре экономии ресурсов осенью 2014 г. и также в любое удобное время может быть организованан в рамках Выездного эколектория для вас и ваших сотрудников  в вашем офисе или в пространстве Центра.

Любая компания (независимо от своих размеров и сферы деятельности) может стать более ответственной по отношению к окружающей среде. Одним из проявлений такой ответственности является внедрение в компании концепции зеленого офиса.

Мы считаем, что любой неравнодушный к проблемам окружающей среды человек может выступать инициатором перехода своей компании на уровень зеленого офиса. Для этого необходимо ответить на вопросы: для чего нужен зеленый офис, что именно можно изменить в нашей компании («точки озеленения») и как именно это можно сделать?

Ниже мы приводим ориентировочную последовательность действий.

1) Необходимо определиться с понятием зеленого офиса, его функцией (для чего нужен).

Зеленый офис – это офис, оказывающий минимально вредное воздействие на окружающую среду. Синоним – экологичный офис. Следует отличать слова «экологичный» и «экологический». Экологичный – оказывающий минимально вредное воздействие на окружающую среду, дружественный к природе. Экологический – относящийся к экологии (науке о взаимодействии организмов с окружающей средой).

Зеленый офис снижает нагрузку на окружающую среду, повышает работоспособность, положительно сказывается на здоровье сотрудников.

2) Получить у руководства разрешение на «озеленение» офиса.

3) Найти единомышленников, с которыми вы вместе будете реализовывать шаги к зеленому офису.

4) Выбрать первую «точку озеленения» (использование бумаги, транспорт, канцелярия, потребление электроэнергии, отделка офиса…), продумать шаги (какие изменения будут вноситься) и постепенно реализовывать их.

Все компании разные, но существуют «точки озеленения», общие для всех. Для некоторых из них мы приводим примерные шаги.

  • Бумага

Задача – снизить количество использованной бумаги.

Что выбирать?

- выбирайте бумагу, имеющую экологическую маркировку («Европейский цветок», «Северный лебедь», сертификат FSC);

- также можно использовать бумагу из вторично переработанного волокна;

- выбирайте бумагу, произведенную как можно ближе к месту покупки.

Какие предпринимать шаги?

- ввести двустороннюю печать, использовать для печати черновики;

- использовать электронный документооборот;

- печатать только в случае действительной необходимости;

- просвещать (например, разместить плакаты с призывом беречь бумагу в зоне принтера).

  • Электроэнергия

Задача – уменьшить ее потребление.

Какие предпринимать шаги?

- выключать свет там, где он не используется;

- минимизировать декоративное освещение;

- использовать локальное освещение (настольные лампы);

- максимально использовать дневное освещение (следить за чистотой окон);

- использовать датчики движения, контроллеры;

- отдавать предпочтение светодиодам;

- использовать лампы и бытовую технику класса энергоэффективности «А» и выше (указана на маркировке);

- просвещать (например, размещать напоминания о выключении света рядом с выключателем).

  • Канцтовары

Задача – оптимизировать количество используемой канцелярии.

Какие предпринимать шаги?

- отдавать предпочтение канцтоварам с экомаркировкой и выполненных из вторсырья;

- выбирать качественные товары (они служат дольше);

- выбирать товары с минимум (или отсутствием) упаковки, без ПВХ;

- просвещать (рассказывать, как ответственные закупки канцтоваров снижают отрицательное воздействие на окружающую среду).

  • Раздельный сбор отходов (РСО)

Задача – собирать отходы раздельно.

Какие предпринимать шаги?

- получить согласие от арендодателей;

- подумать о том:

- какие фракции полезных отходов вы можете собирать и сдавать на переработку;

- где и во что будет осуществляться сбор отходов;

- где будут храниться собранные отходы;

- каким образом будет осуществляться вывоз.

 - Просвещать (размещать плакаты о необходимости РСО в местах сбора).

Как вы могли заметить, в шагах каждой описанной «точки озеленения» есть пункт "просвещение". Грамотно организованное просвещение – залог успеха введения зеленого офиса.

Что полезно помнить:

- любое новое правило требует времени для привыкания;

- эффективнее давать информацию постоянно, но маленькими порциями;

- подавать информацию в простой форме;

- использовать разные форматы (лекции, мастер-классы, конкурсы, рассылки…).

Для того чтобы получить больше информации о зеленом офисе, рекомендуем воспользоваться следующими ресурсами:

  •  Книги «Зеленый офис» и  «Экологическая маркировка» Е.В. Смирновой
  •  Сайты greenpeace.ru и wwf.ru
  •  Экобюро «GREENS» и компания «Ecostandard» (консультации по введению зеленого офиса)

Полную информацию можно получить на наших просветительских лекциях, где в простой и доступной форме, мы разбираем все, как говорится, от корки до корки. Подробнее.

Беляева Лидия, эксперт Коалиции "ПРО Отходы"